If this is a first time you visiting Scrolls, please register in Fight Club. If you already registered, please authorize on Fight Club start page with your login and password.
* * * * Японская татуировка По наиболее распространенной версии в V в. до н. э. татуировка была заимствована у Китая, где использовалась с XI в. до н. э. В III в. н. э. китайские путешественники, посетившие Японию, отметили в хронике Сан-куочи, что люди знатного происхождения здесь отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. По другой теории татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодоря Айнам жившими по соседству с японцами в период с 7000 по 250 год до н.э. Наиболее распространенная среди самих японцев легенда гласит что, мифический правитель Японии Джимму (660-585 д.н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойататару сложившую в их честь поэму.
Основную массу японских татуировок можно поделить на две части иредзуми и гаман. Первый термин означает ире-впрыскивать и дзуми-тушь, корнями уходяший в 17 век. Этот тип татуировок носили преступники, осужденные на принудительное татуирование и по отбытие срока скрывающие свое прошлое под дополнительными стилизованными мотивами. Второй же тип татуировки был призван демонстрировать мужские качества, и свидетельствовал о мужестве и терпеливости носителя. Отдельным видом татуировки можно считать особые женские татуировки какуси-боро, выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры, дословно означаемая как скрытая - такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания. Основными мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи.
Японская татуировка, как и многие другие прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а предел падения наступил в 1868 году, после запрета изданного Мейдзи, ревностного конфуцианца. Иллюстрации, включенные в древнеяпонский эпос и басни, подтверждают, что в Японии тату было зарезервировано привилегированным классом. Вплоть до начала XVII в. деятельность японских татуировщиков не представляла художественной ценности. Они ограничивались несложными мотивами, которые копировались на протяжении многих столетий. Благоприятный климат для бурного развития искусств, созданный историческими событиями XVII в., поспособствовал возникновению прекрасной художественной татуировки как отдельной ветви искусства. Во многом на формирование искусной татуировки оказали влияние мастера японской гравюры на дереве укийо-е. Со временем тату-мода стала обязательной в определенных общественных кругах. В начале XIX в. в крупнейшем японском городе Эдо (нынешний Токио) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий накожных рисунков.
В этот период зародилась традиция татуировок среди японских пожарных. Поскольку трудились они, как правило, голыми, все тело, за исключением лица, части рук от локтя и ниже и ног вниз от бедер, было покрыто татуировками. Получался эдакий купальный костюм, причем каждая пожарная команда имела свой фирменный тату-стиль. Торговцы рыбой рисовали на теле рыбок, проститутки - крабов (символ цепкости), профессиональные игроки - кости или карты. С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим вторым женам, проводя с ними немало времени не только на циновках, но и в беседах и прогулках. Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти - судьба, что по-русски можно трактовать как любовь до гроба. Популярность татуировки росла и благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней новый способ достижения экспрессии на сцене. В конце XVIII в. одной из наиболее красивых татуировок мог похвастаться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII - XIX веков считается золотым в истории японского тату. Мотивы росписи стали не только украшением тела, но и предметом для размышлений.
Формированию искусной японской татуировки в наибольшей мере имели отношение достижения мастеров укийо-е. Чаще всего мотивами татуировок были дракон и карп. Обретение татуировкой популярности и ее возведение в ранг искусства обусловили высокий престиж наиболее популярных японских татуировщиков, которых называли хори. Это название происходит от главного «хору», который означает действие «нанесения гравировки» или «копки», в то время как понятие «хори-моно» соответствует слову «татуировка». Еще и сегодня в Японии помнят имена знаменитых мастеров татуировки периода Эдо. К числу их относят: Хори Июуа, Каракуса-Гонта, Кон Кондзиро, Накамон, Кането, Яккозеи, Дарумакин, Ику. До наших дней выдающиеся современные специалисты хори-моно отказываются использовать электрическую машинку нанесения татуировок. Наиболее бросающаяся в глаза черта японской татуировки – это ее обширность. Татуировка, которая последовательно на протяжении нескольких лет выполнялась человеку, могла привести к возникновению композиции в форме «кимоно» или «распахнутого плаща». Такая татуировка носит название полной и плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней заканчивается на бедрах.
Характерные черты японской татуировки: - асимметрия в отличие от классической татуировки маори с Новой Зеландии и часто бессмысленно разбросанных мотивов в европейской татуировке преступников; - четкое выявление ведущих мотивов; - введение мелких мотивов, которые иногда оплетают ведущие -мотивы и плотно заполняют поверхность тела; - повторение мелких мотивов; - фигурность ведущих мотивов, а второплановые мотивы, как и в племенных сообществах, геометрические; - обведение большинства мотивов декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их; - заполнение поверхности мотивов интенсивным цветом; - богатое колористическое разнообразие; - использование для выразительности татуировки знаний пластической анатомии человека, мышцы во время напряжения и расслабления как бы придают композиции движение, делая ее очень экспрессивной. - соски и пупок издавна использовались не для выражения иронии или сексуальности, что было характерно европейской татуировке у преступников, а как элементы мотивов – в качестве глаза дракона и т.п.; - динамичность некоторых композиций и в то же время статичная трактовка других; - разработка деталей большинства композиций и мотивов перед началом работы, либо копирование их, хотя сегодня допускают и реализацию идеи клиента; - завершение композиции путем заполнения мест на кромках геометрическим орнаментом, либо надписями.
Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев: Хризантема, некогда атрибут микадо, позже – символ настойчивости и решительности. Пион – символ богатства и успеха в жизни. Цветок сакуры - у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина - это символ времени и непрочности бытия. Лист клена - несущий тоже значение, что красная роза в Европе. Дракон - символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду. Карп - символизирует мужество, отвагу, стоицизм. Тигр – символ бесстрашия.
Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев место связана с морем. По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие. В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа народных героев, святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т.д. Причем воплощаются портреты личностей всегда под углом «три четверти» и никогда – фронтально. Значительное число мотивов японской татуировки по происхождению китайское, в том числе дракон, тигр, хризантема и пион. Во время работы татуировщики пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами.
Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Эта связка иголок называется «хари». В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз: Первая фаза («судзи») - основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса. Вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь. Третья фаза - основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона. Четвертая фаза «тсуки-хари» («тсуки» - пробивать и «хари» - связка иголок) - состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело. Пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически. Японские татуировщики используют преимущественно черный и красный пигменты, реже – бронзовый и совсем редко – зеленый и желтый. После каждой процедуры нанесения татуировки клиент обязан принять ванну. Это улучшает самочувствие и делает татуировку более эффективной. Людей с только что сделанной татуировкой предостерегают от употребления алкоголя, поскольку алкоголь в сочетании с только что проведенным накалыванием кожи может привести к отравлению организма.
В современной Японии обладание татуировкой в целом оценивается негативно; в создании рядового японца татуировка является символом принадлежности к преступному миру, представителей которого в Японии называют якудза. Обладание татуировкой может помешать, например, сделать профессиональную карьеру, наиболее показательной в этом смысле является среда врачей. Татуированного врача не примет на работу ни одна клиника. Преступники якудза, организованные в банды, используют татуировку, у них она выполняет двойную функцию. Функцию идентификации: представитель якудзы узнает другого участника банды по татуировке. И функцию солидарности, укрепляя связи в рамках преступной группировки. Обратим внимание читателя на ритуал, который связывает членов якудзы с татуировкой. После нанесения татуировки они подвергаются церемонии исключения из числа участников нормального общества и автоматического присоединения к замкнутой общественной группе. С этого момента представитель якудзы уже не может жениться на женщине, происходящей из «хорошей» семьи, его не примут на работу в учреждение, если только оно не находится под контролем преступного мира. Чаще других участники якудзы прибегают к мотивам, почерпнутым из иконографии, размещенной на картах, которые предназначены для азартной игры «хана-фуна» или «красное-черное». Этой игре якудза страстно отдается с незапамятных времен. Среди связанных с этой игрой мотивов наиболее излюбленными являются цветок черешни и лист клена, использованные с использованием красного и черного цветов. К числу других мотивов, часто используемых якудзой, принадлежат образы буддийских героев – таких, как мускулистый Нио Фудо – опекун преступного мира. Для якудзы они являются символами мужества и жестокости, то есть тех характерологических черт, которыми должны выделяться гангстеры. В то же время члены якудзы избегают украшать свое тело мотивами, представляющими женские божества – Каннон либо Бентен, которые часто появляются на спинах представителей иных общественных групп.
Этническая татуировка
* * * *
Великий ученый - этнограф Н. Н. Миклуха-Маклай путешествуя по островам Тихого океана в середине ХIX века собрал и обобщил богатый материал касающийся обычаев обитателей островов Новой Гвинеи, Индонезии, Микронезии, Меланезии Австралии. Зарисовки, сделанные им, открывают нам мир узоров, татуировок местных племен покрывавших татуировкой различные части тела: лицо, шею, грудь, спину, ягодицы, ноги.
Достаточно интересными, на наш взгляд, являются обычаи украшать свое тело у ряда племен Южной Америки, и в частности у индейцев племени кадиувео (Бразилия). Индейцы практиковали подкожную татуировку, вплоть до начала ХХ века, по крайней мере женщины. Исполняла татуировки как правило старая женщина. Она намечала углем основные линии узора, а затем накалывала его колючкой кактуса или другого растения, или же рыбьей костью. Сажа смешанная со слюной, либо зола некоторых видов пальм - вот и весь несложный набор красящих веществ. Кадиувео покрывали татуировкой все тело и лицо, причем нередко на правую и левую половину тела наносился разный узор. Татуировка имела социальное значение - она указывала на принадлежность женщины к той или иной общественной группе. Так женщины племени гулупи после замужества покрывают себе щеки синими полосами и ромбами; женщины племени мака наносят сходную татуировку на подбородок и нос при наступлении половой зрелости.
Характерна для примера татуировка азиатских эскимосов - обычай бывший еще в тридцатые годы нашего столетия весьма распространенным среди местного населения. Узоры являлись общепринятым украшением. Татуировка наносилась девушкам с наступлением половой зрелости, до замужества.Неузорная татуировка, татуировка простыми линиями посей день наносится на заболевшие члены с медицинской целью как женщинам, так и мужчинам.У мужчин встречаются на щеках, у углов рта кружки или полукружки, короткие линии на висках, фигурки человека на лбу над бровями. Татуировка женщин гораздо богаче и разнообразнее. Обычно на подбородке, от нижней губы идут три, пять, семь двойных, реже тройных линий подобно тому, как это встречается у аляскинских эскимосов. Часто две параллельные линии нанесены на лбу между бровями, спускаясь вниз по обе стороны носа. Значительно сложнее татуировка щек. Как правило, правую щеку покрывает татуировка более сложная, левую - более простая. В некоторых случаях татуировка покрывает только одну щеку. Техника эскимосской татуировки проста. Она выполнялась продергиванием под кожей нитки, натертой сажей. Самая сложная татуировка опытной женщиной выполнялась в течение одного, реже двух дней.
Первые сведения татуировке хантов и манси - представителей финно-угорских народностей, относятся к началу XVIII века. До сих пор остается неясным социальное значение татуировки. Оно оставалось тайной женщин. У ханты и манси женщины скрывали значение татуировки даже от своих родственников мужчин. О времени нанесения татуировки сведения противоречивы. По одним данным, она производилась в детстве, по другим - с наступлением зрелости, по третьим - в пожилом возрасте, при заболеваниях, иногда - перед смертью. Сюжеты рисунков и их значение у мужчин и женщин не всегда совпадали. В то время, как мужчины наносили на тело знак принадлежности к роду, а позднее, в связи с разложением рода, - семейный знак, заменявший подпись, женщины чаще покрывали себя фигурами орнаментального характера, а так же наносили на кисть руки изображение птицы, с которым были связаны представления религиозного характера. Трудно дать однозначный ответ в ходе самостоятельной эволюции или, заимствуя друг у друга, но рано или поздно обряд татуирования своего тела приняли практически все племена человечества, кроме, может быть индоевропейцев и арийцев.
Так, в средние века многие ремесленники и цеховые выводили на своем теле знаки своих цехов - обычай, сохранившийся, как говорят, к концу XIX века где-то во Франции, Германии и Италии. Пилигримы побывавшие в Иерусалиме, несмотря на запрещения католического духовенства, так же имели обычай выжигать на себе на какой либо части тела, особенно на руке, изображение креста. В Японии искусство татуировки называют иначе - ирэдзуми, и уходит оно своими корнями в глубокую древность. Считается, что привычку к украшательству японцы переняли от древних обитателей Японского архипелага - айнов. И в те времена татуировка носила в основном ритуальный характер. Вытатуированными крестами и полосами метили, например, касту неприкасаемых, а также преступников. К концу XVII века татуировка осталась лишь как элемент декоративности.
История татуировки
* * * *
История татуировки: 4 тату-тысячелетия
Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 4 000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой. Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода...
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.
Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести- его голову отрезали и хранили , как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко. Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю- “Апо-Кезио” всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое- горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и “Апо-Кезио”.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.
Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе- дугообразную, а за третье- еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных , затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии- выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое...
А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями-пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.
К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена." Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией- первой живой тату - галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия... Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.
А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О'Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок. И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления.
Как возник термин "ТАТУИРОВКА"?
* * * *
Любопытно, что в то время как начало украшения тела теряется во мраке человеческой истории, сам термин «татуировка» был лишь
относительно недавно вошел в обиход и языки Европы, а, например, в Японии для этого типа художественного творчества название существовало еще в средние века. Термин был заимствован из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау» обозначает рисунок. И сделал это выдающийся английский путешественник Джеймс Кук. Он употребил его в отчете о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и не выделялась отдельным названием. Употребляемые до того термины идентифицировали ее с другими техниками непосредственного украшения и обозначения человеческого тела либо являлись заимствованиями из жаргона различных общественных групп. Приведем перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на территории Западной Европы. «signum» и «stigma» — эти слова известны из литературы Древнего Рима, слово «stygmat» встречается в Библии, изданной Лютером в 1534 году, «grafism» — у Дж.Казановы. «hieroglif» —так писал в «Свадьбе Фигаро» П.К.Бомарше. Слова «знак», «отпечаток» встре- чаются в романе «Отверженные» В.Гюго. Кроме этих терминов вплоть до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно широко употреблялось названия: «вырезанный рисунок» и французский термин «piguage», автором которого был маркиз Л. де Монкальм (1712—1759 г.г.), лично знакомый с обычаями тогдашних индейцев Канады. А вообще на европейском континенте татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования «prikschildern » или «stechmalen», что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова «punctures» и «punctation», испанцы- “pintados”. После употребления термина «татуировка» Куком он не сразу был принят в качестве главенствующего по отношению к одному и тому же способу украшения тела у разных народов земного шара. Поначалу слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити. В нынешнем смысле термин «татуировка» постепенно распространялся в большинстве европейских государств, приспосабливаясь к различным языкам и заполняя нишу в лексике точным обозначением предмета, о котором идет речь. Само же понятие «татуировка», которое охватывало уже все разновидности данного явления во всем мире, впервые попало в «Словарь медицины», подготовленный бельгийцем П. Нистеном в 1856 году. Затем Э. Литтре ввел его в «Большой словарь французского языка».
Феномен клеймения
* * * *
В рамках культуры как системы понятий и ценностей, построенной человеком и наполненной им же определенным смыслом возникло, развивалось и постепенно угасало такое явление, как клеймение. Упоминают о нем отнюдь не только исторические документы, "официальные" источники, но и художественные документы. Так, на страницах романа А.Дюма "Три мушкетера" читаем: "…При этом сильном и резком движении батист разорвался, обнажив ее плечи, и на одном прекрасном, белоснежном, круглом плече Д'Артаньян с невыразимым ужасом увидел цветок лилии, неизгладимое клеймо, налагаемое позорящей рукой палача" . В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов, желая ярче обрисовать несчастную судьбу старика, пишет, что его "клейменным, каторжным честил родной сынок" . А выражение "заклеймить позором" хотя и является несколько архаичным, но употребляется и по сей день достаточно широко. Клеймо, без сомнения, является довольно своеобразным идентификационным признаком, наряду с татуировкой, представляющей собой особый узор не теле, иногда заключающий в себе элементы автобиографии, пристрастия принадлежность к определенной группе и т.д. Тема генезиса татуировки чрезвычайно интересна, можно сделать предположение о том, что клеймение – татуировка, "поставленная на службу" закону. При клеймении применялся лишь более строгий подход к самому содержанию узора: знак соответствовал совершенному деянию (лилия на плече миледи, очевидно, говорила о серьезности преступления, ибо лилия являлась знаком французского королевского дома); в то время, как "бытовая гражданская татуировка" вполне может быть и произвольной. Любопытный факт: клейма во времена Николая I натирали особым составом – смесью индиго с тушью, что, по мнению князя Мещерского, делало клеймо похожим на татуировку индейцев. "Калечение служило в древности наказанием и одновременно искусственно создавало физические признаки, говорящие о характере преступления и даже о том, сколько преступлений совершено данным лицом. Так, например, древнеиндийский памятник, известный под названием "Законы Ману", сложившийся во II в. до н.э., предписывал за удар, нанесенный высшему, отрезать ту часть тела, которой нанесен удар. В древнем Вавилоне, по законам Хаммурапи, у сына, ударившего отца, вырезали язык, у кормилицы, виновной в смерти ребенка, отрезались груди. В древнем Египте за совершение кражи, подлога отсекалась рука и т.д. Клеймение преступников как метод их опознания также применялся с глубокой древности. Согласно "Законам Ману", низший, пытающийся занять место рядом с высшим, подлежал изгнанию с клеймом на бедре. Широко применялось клеймение во Франции в XIV-XVIII вв., где тело преступников покрывалось клеймами в виде букв, указывающих на характер преступления. Так, например, буква "V" означала "вор", две буквы "VV" – "вор-рецидивист" (буква "V" – начальная буква слова "voleur", означавшего по-французски "вор"). Однако клеймили не только людей. Практика диктовала необходимость клеймения скота, вещей. Так, в городах Северного Причерноморья (VI-V вв. до н.э.), а также в других греческих колониях на амфорах ставились клейма городов-изготовителей, причем производили данную операцию специально уполномоченные лица – представители коллегии астимонов. Данное тавро означало, что само амфора и содержащееся в ней вино отвечают государственным стандартам. Интересно, что такие знаки чрезвычайно помогают археологам восстановить систему торговых связей между городами. По иным сведениям, подобные клейма наносились и на черепицу. В России (тогда еще Москвии) Судебник 1550 года уделяет внимание данному вопросу. В статьях 94-94 этот документ регламентирует порядок заключения договора купли-продажи лошадей. Особая роль именно лошади ясна – речь идет прежде всего о военном назначении. Была установлена обязанность клеймить лошадей, купленных в Москве и Московском уезде. Производило клеймение специально уполномоченное лицо – "пятенщик", получавшее за свою работу "пятенную" пошлину, а также "писчее" ("записное"), поскольку также регистрировало договор купли-продажи (мне данный порядок представляется прообразом нынешней государственной регистрации). Примечательно, что представители многих старинных родов и по сей день наносят свои особые клейма на скот (в частности, карачаевочеркесский род Урусовых, где тавром служит изображение агнца, опять-таки подчеркивающий богатство и состоятельность этого рода). Абсолютное большинство источников говорят о том, что клеймение как кара известно на Руси с XVI века. И лишь исследователь Евреинов в своей книге "История телесных наказаний в России" подчеркивает, что впервые клеймение упомянуто в договоре Новгорода с городом Готландом в 1270 году ("всех воров вещи ценой в ½ гривны предположено было сечь розгами и клеймить в щеку" . "Русская Правда" не знает клеймения; следующий документ, предусматривающий этот вид наказания – Двинская Уставная грамота. Любопытна предыстория ее появления – она связана с восстанием на Двине (1397 г.), вдохновителем которого был сам московский князь Василий I Дмитриевич (он, как известно, будучи сыном Дмитрия Донского, успешно продолжал политику отца). Князь добивался присоединения Двинской земли к Московской, и его планы воплотились в жизнь. Естественно, что на новоприсоединенной территории вопрос о поддержании правопорядка стоит особенно остро – и законодатель откликнулся новой нормой, предписывающей "татя всякого пятнити" (клеймить всех воров) . Любопытно, что Судебники 1497 и 1550 гг. о клеймении не говорят. Медынский губной наказ (текст его дошел до нас в составе Уставной книги Разбойного приказа (именно калечения, а не клеймения) преступников: "А приведут татя, а доведут на него две татьбы – ино того татя бити кнутьем да отсечь рука да покинуть" . В истории наказания (в частности, членовредительства и клеймения) четко просматривается стремление не только обеспечить возможность последующего опознания преступника, но и доставить ему физические страдания: имеет место принцип "наказания ради наказания", "боли ради боли". Известно, что следующим наиболее объемным и важным документом после Судебников XV и XVI веков стало Соборное Уложение 1649 г. Этот акт был принят в условиях крайне сложной социально обстановки. Неслучайно XVII век историографы окрестили "бунташным". В 1648 г. в Москве имел место бунт, стихийное восстание, в котором принимали участие самые разные слои населения – посадские люди, стрельцы, холопы, даже дворяне. Правительство вынуждено пойти на уступки: 16 июля 1648 г. был создан экстренный Земский Собор. Собственно им и было выработано новое Уложение (комиссией руководил князь Н.И.Одоевский). 1 сентября 1649 данный документ окончательно утвердил Земский Собор: "А приведут татя, …и того татя за первую татьбу бить кнутом, и отрезать ему левое ухо… А изымают того татя на другой татьбе,… и урезав у него правого ужа" . Несомненно, что отрезание ушей осужденным являлось своеобразной формой клеймения – далее Уложение говорит о необходимости рассылки специальных грамот в населенные пункты (города и села). Эти грамоты предписывали задерживать подозрительных лиц с отрезанными ушами и без убедительных доказательств отбытия наказания и немедленно сдавать их властям. По мнению исследователей, это – отголосок внутриобщинной борьбы с преступностью. Также закон под угрозой штрафа запрещает укрывательство лиц, причастных к разбою и воровству. Несомненно, что главная задача таких полицейских мер – лишить воров и разбойников убежища ("а татем бы и разбойникам нигде пристанища не было") [там же]. На мой взгляд, такая норма связана с волной преступности, характерной для того времени. Результатом печально известной причнины стало значительное "падение нравов", ожесточение человеческих душ. "Преступные организации" – различные шайки, банды стали суровой реальностью, платой за довольно своеобразную внутреннюю политику XVI века… Однако и до Соборного Уложения принимались акты, менее значительные и менее объемные, но представляющие интерес для рассмотрения поднятой мною проблемы. Так, в 1637 г. первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович своей грамотой заменил "денежным" ворам смертную казнь совокупностью битья кнутом и ссылки, при этом с необходимостью предполагать нанесение клейм на их щеки, "дабы эти воры впредь были знатны" . По некоторым источникам, клеймили также замешанных в "Медном" бунте 1662 г.: на них наносили букву "Б" – "бунтовщик". В 1667 г. (период правления сына Михаила Федоровича царя Алексея Михайловича) был принят Новоторговый Устав. Из курса истории мы помним, что он имел сугубо протекционистский характер – то есть стремился покровительствовать прежде всего отечественной торговле и промышленности. Естественно, что при таком подходе возникает потребность в строгом учете иностранных товаров – и данный документ, сообразуясь с тенденциями и требованиями практики, разрабатывает эти вопросы в статьях 43-46: "…на поставах на сукнах, и на бархатах, и на атласах, и на камках, и на всяких локотных товарех, и на литом и на пряденом золоте и серебре клейма и печати [ставить], всякие розные признаки в котором городе, чтоб ведать мастеров таким товаром, чьего мастерства" . "В 1691 г. указом Петра I предписывалось ссылать всех, кто освобожден от смертной казни, предварительно "запятнав" буквой "В" ("буде впредь кто из тех воров из ссылки сбежит, а объявится в Москве, был бы ту познан"). В более позднем указе Петра был точно определен и самый способ клеймения: "…натирать те пятна порохом многажды накрепко, чтобы они тех пятен ничем не вытравливали и не живили, и чтобы те пятна на тех ворах были знатны по смерть их" . Теперь хотелось бы обратиться еще к одному документу петровской эпохи – Артикулу воинскому. В плане клеймения, на мой взгляд, мы словно возвращаемся назад – к более мучительным наказаниям, когда на первое место выходит не создание возможности последующего опознания преступника, а причинение физической боли. Проанализировав данный документ, можно заметить, что смертная казнь, болезненные (битье кнутом, шпицрутенами), членовредительские (отсечение руки, пальцев) наказания – "Кто пресвятую деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный… телесным наказанием отсечения сустава наказан" . Каторга, возникшая как институт карательной системы в 1699 г., включала в себя не только лишение свободы, обязательные тяжелые работы и особо строгий надзор за осужденными, но и членовредительские наказания – пятнание (клеймение), вырывание ноздрей, битье кнутом и т.д. На мой взгляд, битье кнутом с уверенностью можно назвать своеобразной формой клеймения, так как многочисленные раны, образующиеся на коже, заживали сложно, оставляя после себя довольно специфические рубцы. А о вырезании ноздрей, отрубании пальцев и говорить не приходится – эти наказания издавна помогали опознать ранее осужденных. В эпоху Екатерины II предпочтение уже отдается "воспитательной и карательной" роли клеймения – императрица считала, что первейшее значение данного наказания – обречь виновного на вечный позор, постоянно "упрекая" его в содеянном. В связи с этим клеймение могло назначаться и самостоятельно. Так, "за подделку фальшивых ассигнаций Сергея Пушкина в 1762 году заклейми в лоб буквой "В" и заключили на век в крепость". За то же преступление в 1794 г. офицеру Фейнбергу и барону Гумпрехту, вместо смертной казни, назначили, лишив их чинов и дворянства, публичное в Петербурге под виселицей пятнание обеих рук первыми буквами слов "вор и сочинитель фальшивых ассигнаций" и ссылку на вечные времена в Нерчинск. Букву "У" (убийцы) накладывали под виселицей прапорщице Авдуловой за убийство мужа, поручику Лескову, убившему беглого человека, некоему Родионову, засекшему насмерть 14-летнюю девочку. Регистратора Шацкого в 1782 году за подлог поставили "лишить всех чинов и заклеймить под виселицей на правой руке первой буквой слова "лжец" и сослать на каторгу вечно". Однако постепенно, к XIX веку, проблема отмены столь мучительного наказания становится насущной. Это неудивительно – жесткие институты средневековья постепенно отмирают, и данные процессы не могли не коснуться клеймения. Так, адмирал Мордвинов в 1824 г. (когда в Государственном Совете проходило обсуждение возможности отмены "пятнания") подал записку следующего содержания: "Лицо человека Всевышний Творец оживотворил чувствами души и знамением ума, … [оно] не долженствовало-бы быть местом поругания, [ибо] пострадавшие невинно… остаются на веки со знаками претерпенного им мучения" . Другими словами, внимание уделяется так называемой судебной ошибке и плачевному положению невиновного при таком повороте дела, что само по себе говорит об уровне развития общества. Но так или иначе, отмена клеймения не произошла. В 1841 г. появился циркуляр, в котором указывалось, что "всякое непрочное и неявственное означение на преступниках знаков бесчестия может быть отнесено только к явному послаблению, за что виновные должны подвергаться строгому наказанию" . Историки незаслуженно обходят вниманием ту систематизацию законодательства, которая была проведена Николаем I, подчеркивая (и далеко не с самого лучшего ракурса) скорее его консервативное мировоззрение. Но обратим же внимание на довольно объемный и детально разработанный документ – "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года". Статья 29 четко регламентирует порядок наложения и характер клейм: "Наложение клейм на осужденных к тому преступников следует непосредственно за наказанием их плетьми через палачей, также публично и рукою палача. Оно состоит в поставлении, определенным для того способом, на лбу или щеках осужденного букв КАТ (т.е. каторжный). Достигшие семидесяти лет, и женщины не присуждаются к наложению клейм" . Анализируя это положение, необходимо обратить внимание на несколько существенных моментов. Клеймение являлось дополнительным наказанием – совокупно с осуждением к каторжным работам (сама форма подчеркивает это) и предваряющим каторгу наказанием плетьми. Важно, что клеймение носило публичный характер. Этим подчеркивается его превентивная, упреждающая роль – другими словами, "устрашающее" значение. Какие же преступления, согласно Уложению, предполагали "наложение клейм"? 1) Преступления против веры: "богохуление", "отвлечение от христианской веры" (т.е. убеждение принять иную религию либо вступить в секту), оскорбление священнослужителей и святынь во время службы в церкви, "нарушение благочиния" вне церкви во время службы (крик, шум, пляски), похищение чего-либо из церкви. 2) Лжесвидетельство, лживая присяга. 3) Государственные преступления: распространение сведений, порочащих верховную власть (особу государя), оскорбительные слова и действия в адрес государя, призывы к бунту, нападение на граждан "дружественных держав". 4) Преступления против порядка управления: противостояние, в том числе и вооруженное, властям, бунт, повлекший поджог или причинение кому-либо смерти, сопротивление исполнению судебных постановлений, подделка документов ("будто бы за подписью государя императора"), "взлом тюрьмы" и побег из нее, превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия ("невинный был подвергнут лишению всех прав состояния"), подлого, повлекший тяжкие последствия ("невинный понес наказание уголовное"), вымогательство . Итак, мы видим, что круг преступлений, за совершение которых предусматривается клеймение, достаточно широк. Вместе с тем, эти преступления являются достаточно серьезным (тяжкими) для того времени. "Клеймили также в Сибири за побеги ссыльно-каторжных ("С.П."), ссыльно-поселенцев ("С.П.") и бродяг ("Б"). Им накладывали знаки на руки без всякой торжественности, в тюрьмах" . Особым постановлением Государственный Совет предписал, чтобы клеймение производилось в присутствии врача. Такой шаг говорит не только о некоторой степени гуманизма, но и о рационализме – врач нес ответственность за правильное (долговечное) наложение клейм (хочется отметить, что, несмотря не такие предосторожности, клейма часто стирались, и вопрос о повторном клеймении стоял достаточно остро, но Сенат данное решение не принял). Однако достаточно длинная история существования данного наказания постепенно подходит к концу. Вступившим в 1855 г. на престол Александром II был издан Указ "О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных", отменивший телесные наказания, наложение клейм и штемпельных знаков. Правда, "в случае невозможности замены телесного наказания заключением в тюрьму" разрешалось применять розги. Итак, применявшаяся средневековая система калечения и клеймения преступников была запрещено. И мы по праву считаем это шагом к признанию и соблюдению основных прав человека и законности. Но в плане идентификации противопоставить клеймению было практически нечего: "только в 1870 Министерство юстиции начало издавать "ведомость справок о судимости", в которой в алфавитном порядке перечислялись осужденные к наказаниям не ниже тюремного заключения только в судах, образованным по судебным уставам 1864 года. И лишь в 1877 году Сенат обязал всех следователей по всем делам наводить справки о судимости по ведомостям. Бертильонаж и дактилоскопия стали внедряться в России в начале XX века" . Начинался новый век, и новые, доселе невиданные преступления давали знать о себе, что, соответственно, требовало качественно иных методов розыска и расследования. Утверждалась иная культура…
Mood: talkative
Music: Б.Г
Вам запрещено комментирование в скроллах. Причина: Character level to low